Влияние резонансной частоты звукоснимателя на звук электрогитары

Влияние резонанса на звук В данном параграфе рассмотрим, как резонансная частота звукоснимателя fр может субъективно отражаться на тембре звучания инструмента.

Резонансная частота большинства существующих звукоснимателей при небольшой длине гитарного кабеля находится в пределах от 2000 до 5000 Гц. В этой области человеческое ухо имеет наибольшую чувствительность. Высота пика на большинстве существующих датчиков находится в пределах от от 0 до 12 дБ, в зависимости от магнитного материала звукоснимателя, от сопротивления внешней нагрузки и от наличия металлической крышки (без крышки пик выше, что многим гитаристам нравится больше), а также от внутреннего сопротивления звукоснимателя.

Термины, используемы музыкантами для оценки качества тембра, весьма многочисленны и неоднозначны. В терминологии музыкантов наиболее распространены следующие: сочный, полный, мягкий, металлический, пронзительный, бочковатый, бархатистый, гнусавый, матовый, резкий, тусклый, трескучий, сухой и т. д. Эти оценки в силу их субъективности музыканты понимают по-разному, из-за чего один и тот же тембр в терминологии может иметь различные названия.

Для удобства использования терминологии музыкантов делались неоднократные попытки отыскать для отдельных терминов соответствующие объективные характеристики [6-9 в КУЗНЕЦОВЕ]. Приводимая классификация тембров (рис. 9) – одно из возможных обобщений, не претендующих на полноту и законченность. Она включает четыре качественных признака тембров: сочность, бархатистость, яркость и резкость. Цифры в скобках указывают области частот, определяющие данный признак тембра. Тембры с признаками, помеченными знаком «+», музыканты, как правило, отдают предпочтение. Тембры с признаками, отмеченные знаком «-», музыкантами не поощряются. Не отмеченные никакими знаками признаки тембров обычно не относят ни к хорошим, ни к плохим.

 

Классификацию можно дополнить признаками, указывающими на некоторую связь субъективных оценок тембров музыкантами с конкретными акустическими параметрами инструментов.

1.                          Присутствие в спектрах звуков нижнего регистра первых четырёх - пяти обертонов придаёт тембру полноту, мягкость и сочность. По мере перехода от низкого регистра к высокому доля энергии, приходящейся на обертоны, уменьшается, и в верхнем регистре основная интенсивность звука приходится на основной тон.

2.                          В зависимости от формы огибающей спектра звука в области частот 220, 400 и 700 Гц у тембра появляются оттенки сочности, глубины, бочковатости. Отсутствие излучения в области 440 Гц (вторая гармоническая форманта) и частот 660 – 700 Гц (третья гармоническая форманта) делает тембр гитар бочковатым.

3.                          Подъём огибающей спектра в области частот от 800 – 1000 до 2000 – 2500 определяет бархатистость (при плавном подъёме) или гнусавость (при резких всплесках).

4.                          Подъём или спад огибающей спектра в области частот от 2200 – 2500 до 6000 – 8000 Гц определяет в зависимости от величины подъёма или спада яркость, матовость, тусклость тембра. Подъём в области частот 2500 – 3000 Гц придаёт звуку полётность.

5.                          Подъём огибающей спектра в области частот от 3000 – 3200 до 5000 – 7000 Гц придаёт тембру резкость (один или несколько значительных подъёмов на частотах примерно 4000 или 6000 Гц), пронзительность, металличность (относительно крутой подъём на частоте около 4500 Гц), серебристость (сравнительно плавный подъём на частоте 3500 Гц) и звонкость, хрустальность (подъём на частоте 3000 Гц). В этой области частот положительное влияние на тембр оказывает плавное уменьшение интенсивности излучения, начиная примерно с 4000 – 5000 Гц.

6.                          При отсутствии или недостатке обертонов (особенно в нижнем регистре) тембр звука оценивается как неокрашенный, тусклый, пустой.

7.                          При почти плоской характеристике спектра в области частот от 500 – 600 до 6000 – 6500 Гц с некоторым незначительным прогибом в средней части, тембр оценивается как жидкий, зажатый.

8.                          Ослабление первых гармоник и усиление обертонов, начиная с шестого, увеличивает резкость тембра, делает его трескучим с признаками диссонансности.

9.                          Подъём второй и четвёртой гармоник усиливает яркость тембра.

10.                     Обертоны, попадающие в области частот выше 800 Гц вследствие маскировки звука и пониженной чувствительности слуха в этой области, как правило, неслышны. Они оказывают влияние на тембр только при достаточной их интенсивности.

Резонансная частота зависит как от индуктивности L (в большинстве звукоснимателей - от 1 до 10 Генри), так и от ёмкости С. С - это сумма ёмкостей катушки (обычно около 80 - 200 пФ) и кабеля (около 500 - 1000 пФ). Поскольку разные кабели имеют разную ёмкость, резонансная частота будет меняться также в зависимости от кабеля, а вместе с ней и общий звук.